Резервация страстей ...


  Резервация страстей человеческих

© Кирилл Залесов


Ситуация: сложившаяся в последнее время в отечественном книгоиздании, свидетельствует о том, что Россия переживает настоящий бум фантастики. Судите сами: издается около восьми десятков наименований фантастической литературы в месяц при совокупном тираже свыше полутора миллионов экземпляров. Конечно, до Штатов еще далеко, но все же впечатляет. Особенно, если учесть, что этот рывок был сделан в невероятно короткие сроки – всего лишь за пару лет. Нельзя не упомянуть и еще об одном немаловажном обстоятельстве: среди авторов выходящих книг все больше и больше молодых российских фантастов.

Издательство «Армада», давно и последовательно выпускающее фантастику и пользующееся устойчивым авторитетом на книжном рынке, тоже совершило свои открытия. Одним из них стал талантливый московский писатель Алексей Калугин, чья дилогия о Лабиринте (романы «Лабиринт» и «Разорванное время»), вышедшие в 1996 году в серии «Фантастически боевик», имела заслуженный успех у читателей. Несмотря на то, что эти романы – дебют автора, написаны они весьма профессионально как с точки зрения замысла и сюжета, так и в отношении стилистики и художественности текста. На днях я имел возможность задать писателю несколько вопросов, затрагивающих его отношение к фантастическому жанру.

— Алексей, в чем заключается Ваше писательское кредо?

— Интересно рассказать увлекательную историю. И сделать это так, чтобы читатель сам нашел в книге ответы на интересующие его вопросы.

— А как вы относитесь к такому мнению, что фантастика является эскапистской литературой, полностью оторванной от реальной жизни?

— Существуют и такие произведения. Но лучшие образцы фантастического жанра — это всего лишь несколько видоизмененное отражение действительности, позволяющим взглянуть на то или иное событие или явление повседневной жизни с принципиально новой точки зрения. Это, как сон, в котором реальные события и образы, подвергаясь фантастической трансформации, тем не менее остаются узнаваемыми.

— Каковым должно быть соотношение правды и вымысла в книге?

— Таким, при котором реальность и фантазия сливаются воедино, после чего их уже невозможно разделить. Да и не возникает такого желания. Порою бывает достаточно внести одно, кажущееся на первый взгляд совершенно незначительным, фантастическое допущения, и знакомая реальность преобразуется в нечто совершенно новое, необычайно удивительное.

— Что общего с реальностью имеет Лабиринт, о котом рассказывается в Вашей дилогии?

— Вся наша жизнь — это путь в лабиринте, карты которого не существует. Останавливаясь на развилке, чтобы сделать выбор, куда идти дальше, мы не знаем, что ждет нас за поворотом. А угодив в тупик, далеко не всегда имеем возможность вернуться к исходной точке, чтобы начать все заново. Каждый пытается разработать свою собственную методику прохождения этого лабиринт, но, в конечном счете, все, что с нами происходит, по большей части зависит только от случая.

Следующая книга Алексея Калугина, только что появившаяся в продаже, открыла новый цикл – цикл о Сфере Стабильности, мегаполисе, построенном людьми в преддверии хаоса. Проблематика книги (она называется «Резервация») оказалась на редкость созвучна сегодняшнему времени, которое никак нельзя назвать благополучным: нарастающая лавина катастроф и стихийных бедствий, наличие трудноразрешимых социальных проблем, глобальное загрязнение окружающей среды, политическая неустроенность мира в целом, постоянно вспыхивающие военные инциденты в различных уголках планеты… Скорее всего, в ближайшем будущем людям придется столкнуться не с коварством и мощью воинственных пришельцев из других миров, а с более прозаичной, но более сложной задачей сохранения условий нормальной жизни.

Сфера Стабильности, созданная для спасения земной цивилизации, стала своего рода миниатюрной моделью общества, в котором все его конфликты, противоречия и пороки многократно обострены по причине ограниченности жизненного пространства. К тому же здесь возобладал тип общественного устройства, при котором происходит максимальное подавление личности. Но далеко не каждый человек согласен с этим мириться!

Главный герой книги Игорь Стинов – «потомственный» житель Сферы, наделенный неординарными аналитическими способностями, — пытаясь найти себя и свое место в обществе оказывается втянут в конфликт криминальных группировок. Судьба бросает его от одной противоборствующей стороны к другой, то вознося к вершинам, то опуская на самое дно. Порой от принятых Игорем решений зависят жизни, будущее многих обитателей Сферы…

Можно предположить, что в последующих романа цикла автор не уйдет от осмысления взаимоотношений резервации и остальной Земли. Сфера Стабильности уже рассматривается извне как некая terra incognita, которую надо заново открывать. А открыв, приобщить к своему миру. Но захотят ли этого ее жители?

 

источник: «Книжное обозрение», No 17, 29 апреля 1997 г. С. 25.


⇑ Наверх