Я деньги лопатой загребал


  «Я деньги лопатой загребал!»

© Николай СМУРОВ


Волгоградский писатель-фантаст Сергей СИНЯКИН, 30 лет проработавший в милиции, рассказывает о том, как переплелись в его жизни фантастика и реальность

Сейчас у Сергея Синякина самое крупное в городе собрание фантастической прозы, насчитывающее почти четыре тысячи редких томов. Аналогов коллекции нет даже в областной библиотеке, не говоря уже о чьих-либо частных владениях.

Просто фантастика!

— Я начал собирать коллекцию в начале 60-х, когда был ещё лейтенантом, — вспоминает Сергей Николаевич, — а на книжные прилавки только-только стали попадать первые научно-фантастические произведения советских авторов. Купил один экземпляр, другой, а потом на книги тратил практически всю зарплату.

Но в отличие от солидных библиофилов Сергей Синякин никогда не старался заполнить полки многотомными собраниями сочинений в тиснёных переплётах. По его мнению, за ними не видно содержания. Все его книги в разных изданиях, разного размера и толщины. Единственным исключением стал двенадцатитомник Станислава Лема. На многих книгах автографы авторов: Кира Булычёва, братьев Стругацких и других не менее известных писателей-фантастов. Есть в собрании и настоящие редкости.

— Многих писателей издавали скромнейшими тиражами, до тысячи экземпляров, — говорит Сергей Синякин. — Тоненькие тетрадочки с рассказами и повестями зачастую потом не переиздавались. И так сложилось, что из этих книг одна у автора, одна у меня, а остальные, скорее всего, уже давно в макулатуре.

Привидения из СИЗО

Увлекаясь фантастикой, Сергей Николаевич не забывал и о реальной жизни, которая в течение трёх десятилетий была связана с милицией. Более половины своей трудовой деятельности он отдал работе в отделе по борьбе с расхищением социалистической собственности, потом перешёл в уголовный розыск. Будучи капитаном, начал писать.

— Коллеги и начальство знали о моём увлечении, но это не стало предметом насмешек или неуважения, — рассказывает Сергей Николаевич. — Каждый после работы отводил душу по-своему: кто рыбалкой увлекался, кто марки и монеты собирал, а я фантастику читал и писал. А что, разве милиционер не человек? Думаете, я и дома должен протоколы читать запоем и переписывать неудачно сформулированные места? Но на службе мне ни разу никто не сказал: «Что за фантастику ты написал в документах?».

Наоборот, Сергей стал переносить в свои книги особенности, присущие деятельности волгоградской милиции. В повести вошли и легенды дореволюционного, но до сих пор действующего следственного изолятора на Голубинской. В частности, не числящаяся ни на каких чертежах камера без номера, блуждающая по коридорам СИЗО; призраки вечного узника и беглеца, якобы живущие в изоляторе, под влиянием которых сидельцы становятся склонными к неадекватным поступкам, и многое другое.

Дело об отрезанной голове

Сейчас у фантаста, ушедшего на пенсию с должности заместителя начальника криминальной милиции города, новая идея — выпустить отдельной книгой абсолютно нефантастические, но кажущиеся нереальными истории о волгоградских милиционерах, произошедшие с ним самим и его коллегами.

— Рассказываю, что лично деньги простой лопатой рыл, причём огромные суммы, — не верят, — смеётся Сергей Николаевич. — А это так и было. В конце 70-х — начале 80-х мне неоднократно приходилось участвовать в расследовании крупных хищений на заводах и железной дороге. Так, во время обыска один из подследственных указал, что в сарае у него зарыто полторы тысячи рублей — на тот момент очень крупная сумма. Начали копать, находим свёрток, а там всего пятьсот рублей. Спрашиваю: «Что, сумму напутал?». А он отвечает, мол, скорее всего, не сумму, а место, и указывает рядом: «Копайте здесь». Роем, и опять не сходится: в новом свёртке не полторы тысячи, а целых три. Ещё в одном месте — две с половиной, а полутора всё нет и нет. Тогда приняли решение перекопать на полметра вглубь весь сарай — кстати, совсем не малый. Так больше тридцати тысяч рублей в десятке свёртков нашли.

Ещё одна история вошла в анекдоты. В начале 80-х на одном из волгоградских кладбищ нашли расчленённый труп, и Сергей Николаевич, одетый в штатское, аккуратно придерживая в руке отрезанную человеческую голову, нёс её через ночной пустырь к машине экспертов. Но по дороге его остановила группа подвыпивших парней — закурить им якобы понадобилось. Уставший после напряжённого дня Сергей Николаевич не стал сводить разговор к демонстрации служебного удостоверения и профилактической беседе, а просто посветил ручным фонариком на то, что было в руке, и ласково поинтересовался: «Ну, и когда же вы накуритесь?»...

 

источник: Моё!


⇑ Наверх