Off line интервью с Алексеем ...


  Off-line интервью с Алексеем Калугиным

© kon28


Известный московский писатель Алексей Александрович Калугин ответил на вопросы посетителей нашего сайта.

ФАНТОМ, vad: Ваши любимые фантастические произведения?

А.К.: Льюис Кэрролл «Алиса в Стране Чудес». Это вне конкуренции. Еще очень люблю Филиппа Дика, Рэя Брэдбери, Роджера Желязны.

ФАНТОМ: Уважаемый Алексей Александрович! Планируете ли Вы продолжение Лабиринта и Резервации?

А.К.: Я никогда ничего не планирую больше, чем на неделю вперед. А, по возможности, стараюсь обходиться и более короткими сроками. Но прямого продолжения циклов, скорее всего, не будет. Обе трилогии были написаны довольно-таки давно. Прошло слишком много времени, чтобы можно было вернуться к тем же героям и той же ситуация. Получится, скорее всего, некий суррогат. Кроме того, я просто не люблю писать продолжения..

ФАНТОМ: Можно ли ожидать от Вас читателям в ближайшее время что-либо в стиле классической fantasy?

А.К.: Ну, не знаю, что Вы имеете в виду под словом «классическая». Я обычно использую термин «чистая фэнтези». Под этим я подразумеваю некий вымышленный мир, в котором законы магии так же важны, как и законы физики и химии; при этом исключается вариант с попаданием в этот мир наших современников – ментов, алкоголиков и прочих раздолбаев. Если Вы именно это имеете в виду, то в самое ближайшее время будет такой роман. Он уже почти закончен и до конца года, надеюсь, будет передан в издательство. Кстати, Вы первый, кто об этом узнал. Есть некие причины, по которым работа над этим романом пока держится в секрете. Заглядывайте ко мне на сайт – в свое время там появится интересная информация.

Illexii: К вопросу о любимых фантастических произведениях хотелось бы добавить: ваши любимые авторы? (не обязательно работающие в жанре фантастики).

А.К.: Хорхе Луис Борхес, Уильям Шекспир, Пэлем Грэнвил Вудхауз, Николай Гоголь, Ромен Гари, Питер Акройд, Джулиан Барнс, Ян Бэнкс, Редьярд Киплинг, Сью Таунсенд, Саша Соколов, Пол Остер, Клайв Баркер, Говард Лавкрафт… И это только начало.

Illexii: Как вы считаете, какую тему современная фантастика затрагивает меньше всего?

А.К.: Если речь идет о современной российской фантастике, то в ней сейчас совершенно отсутствует утопия. Все, что есть, непременно с приставкой «анти». Хотя в советские времена появлялись замечательные утопические книги. Например «Мы из Солнечной системы» Гуревича – мне до сих пор нравится. Или та же «Туманность Андромеды» Ефремова.

Illexii: Пожалуйста, опишите одним предложением мир в котором вам хотелось бы жить.

А.К.: В добром мире, где люди уважительно относятся друг к другу, а о правительстве знают только то, что оно есть.

creator: Давно читал «Подменённого». Надо признать, понравилось. И хоть уже почти не помню о чём книга, кое-что, «рекин его задери», отложилось. Помню, возникали некоторые ассоциации с компьютерными играми. Причём 3d-шутерами. Простой парень вдруг узнаёт, что должен совершить важную миссию, потом тренировка, потом бой... Вопрос такой: повлияли ли компьютерные игры на Ваше творчество?

А.К.: Нет, ни малейшим образом. Я не любитель компьютерных игр, мало что в них понимаю, играю от случая к случаю. Игры, в которые я играл, можно пересчитать по пальцам одной руки. Из всех составляющих наиболее интересной мне представляется визуальная проработка мира игры.

А рекины – это из эвенкского фольклора.

shuherr: Некоторые Ваши произведения сложны своей логической структурой. Рисуете ли Вы логические цепочки на бумажке или держите все в голове, рискуя все свернуть в другую сторону?

А.К.: Никогда не занимаюсь составлением плана произведения. Работать по готовому плану невообразимо скучно. Все равно, что заниматься пересказом уже существующей книги. Хотя, с другой стороны, при таком импровизационном стиле работы, очень много наработанного материала в конечном итоге уходит в мусорную корзину.

vad: Не могли бы Вы рассказать про премию «Лунная радуга» и организацию с удивительным названием «Международная Академия духовного единства народов мира».

А.К.: Это общественная Академия, имеющая свои отделения во многих странах мира. Президентом ее в настоящее время является космонавт Николай Коваленок. По сути, это своего рода клуб, вступить в который можно только по рекомендации действительных членов. В рамках Академии осуществляются самые разнообразные проекты, одним из которых стала премия «Лунная Радуга». Премия вручается за лучшую фантастическую книгу, изданную в прошедшем году. Право выбора лауреата предоставляется Сергею Павлову, тому самому, который написал всем, полагаю, известную «Лунную Радугу» и «Акванавтов».

vad: Помогает ли Интернет (веб и е-майл) в Вашем творчестве? Если да то как?

А.К.: Конечно. Это основной инструмент связи, как просто со знакомыми, так и с издателями. А так же и с читателями, как видите. Несколько интересных проектов мне были предложены людьми, выходившими на меня через мой сайт. Сейчас у меня в работе находится роман под условным названием «Иисус, приди к Фабиану». Работаю я над ним на пару с писателем Геннадием Прашкевичем, живущим в Новосибирске. Работа растянулась на пару лет, но, если бы не было Интернета и электронной почты, она бы, скорее всего, вообще не состоялась.

SoN: Какие (чужие и свои) книги Вас Изменили? И как?

А.К.: Льюис Кэрролл «Алиса в Стране Чудес». Прочитав ее, я понял, что этот мир не совсем такой, как мы его себе представляем. А, может быть, и совсем не такой.

Хорхе Луис Борхес «Рассказы». После этой книги я вдруг ясно понял, что такое в литературе сюжет и композиция. И написал первые свои удачные рассказы. До этого абсолютно ничего не получалось.

«Дао дэ цзин». Оказалось, что все, о чем я так много думал, изложено очень коротко, ясно и гениально просто.

SoN: Какую музыку Вы слушаете? (На отдыхе, и когда пишете...)

А.К.: Ту, которую мне нравится. В музыке, как и в литературе, все жанровые границы более чем условны. По-моему, лучше вообще не обращать на них внимания, потому что зачастую они только мешают правильному восприятию произведения. В музыкальном и литературном плане я почти всеяден. Активно не люблю, разве что, только современную российскую эстраду и блатняк, который у нас, принято назвать дико безграмотным словосочетанием «Русский шансон».

SoN: Ваши любимые Поэты?

А.К.: Уильям Шекспир, Олег Григорьев, Владимир Маяковский, Игорь Северянин, Даниил Хармс, Александр Блок.

SoN: Есть ли у Вас хобби?

А.К.: Книги, музыка и кино.

SoN: Будут ли продолжения «И чёрт с нами»? Если да, то сколько и когда? Примерно...

А.К.: Пока не планируется вообще.

SoN: Нравятся ли Вам произведения Александра Грина? (Тогда — что?)

А.К.: Очень нравится. Практически все. В юности — зачитывался. Сейчас — с удовольствием перечитываю. Обычно даже не какую-то вещь целиком, а просто, открыв книгу наугад.

SoN: То же — о Викторе Пелевине, Михаиле Анчарове и Вадиме Шефнере.

А.К.: У Пелевина очень нравятся его ранние рассказы. «Чапаев и Пустота» разочаровал. После «Поколения «П» понял, что теперь это не мой автор. После «ДПП» понял, что теперь это уже вообще не автор, а проект «Виктор Пелевин».

Анчарова читал, но очень мало. Автор, несомненно, интересный, но лично меня, почему-то, «не цепляет».

Шефнера нежно люблю. И стихи, и прозу.

SoN: Опишите самый запомнившийся Сон... или Фантазию.

А.К.: Путин проиграл президентские выборы.

suhan_ilich: Всякий фантаст — немного футуролог, какие из Ваших идеи имеют шанс воплотиться в жизнь в ближайшие сто лет?

А.К.: В этом Вы глубоко заблуждаетесь. Впрочем, как и многие другие. Каждый фантаст — это только писатель, и не более того. С таким же успехом можно попросит составить прогноз на будущее автора детективных или дамских романов. Процент попадания, думаю, будет тот же самый.

suhan_ilich: Какой Вы видите идеальную систему государственного управления?

А.К.: Понятия не имею. Если бы я знал ответ на этот вопрос, то был бы политическим деятелем покруче Уинстона Черчилля, который тоже не мог на него ответить. Но та система, что существует у нас сейчас, определенно, никуда не годится.

suhan_ilich: Как Вы считаете, есть ли на Земле прогрессоры иных цивилизации?

А.К.: Очень сомневаюсь. Если, все же, когда-нибудь выяснится, что они существуют, то придется лишить их 13-й зарплаты и объявить строгий выговор с занесением в личное дело — за разгильдяйство и невыполнение своих прямых служебной обязанностей.

NAV&gator: Что для Вас легче написать — один большой роман или двадцать рассказов?

А.К.: Поставленный таким образом вопрос некорректен. Всё зависит от конкретного материала, с которым приходится работать. Но писать рассказы мне нравится больше. И, если бы была возможность публиковать только сборники рассказов, я бы, возможно, только этим и занимался.

NAV&gator: Сейчас вручную уже наверное не пишете. Или всё же? Хотя бы наброски?..

А.К.: Крайне редко. Чаще всего – отдельные фразы. Когда вдруг что-то приходит в голову, а под рукой нет компьютера.

NAV&gator: В каком фантастическом мире (книге) Вам хотелось бы жить?

А.К.: Опасная эта затея — выбирать мир для ПМЖ, основываясь лишь на том, что рассказал о нем автор. Он ведь о многом мог умолчать. Помните, замечательный мир будущего из «Туманности Андромеды» Ефремова, в котором все занимаются исключительно наукой и творчеством. И как-то совершенно упускается из вида вопрос о том, кто же создает материальную базу для их существования? Может быть, все те же морлоки из уэллсовкой «Машины времени»?

NAV&gator: Какого жизненного принципа Вы придерживаетесь?

А.К.: Не навреди!

NAV&gator: А в творчестве?

А.К.: То же самое.

NAV&gator: Как Вы считаете, необходимо ли разделение на жанры (в частности фантастики): вот это — НФ, это — фэнтези, киберпанк, АИ и т. д.?

А.К.: Я считаю, что фантастику, как и всю остальную литературу, следует делить только на плохую и хорошую. Все самые интересные произведения были созданы именно на стыке жанров.

NAV&gator: Не собираетесь ли издавать второй вариант «Геноцида», то бишь «На мелководье»? Для привлечения другой части читателей, «срубить бабок» (смайл)...

А.К.: С удовольствием бы издал. Да и деньги получить за уже проделанную работу тоже был бы неплохо. Но пока таких предложений не поступало.

NAV&gator: Согласны ли, что «книги обязаны хорошо кончаться»?

А.К.: Да бог с Вами! Все самые лучшие литературные произведения заканчиваются трагически.

NAV&gator: Встречались ли в жизни с чем-то непознанным и необъяснимым, таинственным и загадочным?

А.К.: Ну, если не считать саму по себе загадку жизни, тогда — нет.

NAV&gator: Какие три вещи Вы возьмёте на необитаемый остров (буквально необходимые вещи, и только три), зная, что они будут с Вами всю оставшуюся жизнь? И какие три вещи (фильм, книга, и выражаясь архаичным языком — грампластинка Вы взяли бы с собой на тот же самый остров, при условии, что они останутся с Вами на всю оставшуюся жизнь?

Такая вот фантастическая ситуация. И ещё при этом есть возможность на чём-то вышеперечисленное просматривать и прослушивать.

А.К.: Книги. Льюис Кэрролл «Алиса в Стране Чудес» (непременно в переводе Демуровой), Уильям Шекспир «Гамлет» (непременно в переводе Лозинского), «Дао дэ цзин».

Фильмы. Риддли Скотт «Чужой», Джим Джармуш «Мертвец», Яков Протазанов «Праздник Святого Йоргена».

Диски. Pink Floyd “Dark Side of the Moon”, Led Zeppelin “Physical Graffiti”, The Beatles – 1968 (White Album).

NAV&gator: За современной мировой и российской политической жизнью следите или абсолютно аполитичны?

А.К.: Слежу, как это не противно.

NAV&gator: Переехать из Москвы не возникало желания? И если да, то в связи с чем и куда?

А.К.: Я страшно не люблю Москву. Это очень агрессивный, в самом плохом значении этого слова, город. И очень неудобный для жизни. Такое впечатление, что те, кто создавали и продолжают создавать городскую инфраструктуру, думали при этом обо всем, что угодно, только не об удобстве жителей. Каждый раз, собираясь выйти на улицу, психологически себя настраиваешь, как перед прыжком в прорубь. Неприятности могут подстерегать тебя на каждом углу, в самом неожиданном месте. Может быть, расшибешься, поскользнувшись на обледеневшей лестнице, а, может быть, какой-нибудь идиот вывалит из окна кучу мусора и точно тебе на голову. Городской транспорт — это отдельная песня. Тотальное хамство — еще одна… В общем, об этом городе можно говорить до бесконечности. А вот куда отсюда можно было бы податься — тоже вопрос. Наверное, есть много замечательных мест, где жить намного лучше, чем в Москве, но я их не знаю. Там же где мне, точно, хотелось бы жить, меня, увы, никто не ждет.

NAV&gator: Как считаете, не много ли у нас фантастических премий, фестивалей, конвентов и т.д.?

А.К.: Ну, поскольку они существуют, значит кому-то, все же, нужны. Главная проблема в том, что практически все наши премии — это не имеющие веса цацки. Получить — приятно, а зачем она нужна — непонятно. Очень грустно, что нет у нас по-настоящему весомых, авторитетных премий уровня «Хьюго» и «Небьюл».

NAV&gator: Ну и коли уж тринадцатый вопрос. Верите ли в суеверия, странные совпадения, судьбу (вообще фаталист ли Вы), случай, как часть закономерности?

А.К.: На мой взгляд, всё, что Вы перечислили, это совершенно разные вещи. Суеверия — определенно, нет. Странные совпадения — почему бы и нет? Случай, как закономерность — кончено! Судьба — а что это такое?

NAV&gator: Бонусный вопрос: читал пока только «Лабиринт» (скорей всего и рассказы, но не помню; увы не до всего доходят руки), то вопрос навеян этой книгой: не поработит ли в будущем искусственный интеллект, машины и роботы или внеземной разум всю нашу цивилизацию?

А.К.: Полагаю, что человечество и само в состоянии себя угробить.

Я бы несколько иначе повернул заданный Вами вопрос: есть ли смысл в дальнейшем существовании нашей цивилизации? Как только мы создадим техносферу, которая будет способна существовать и самовоспроизводиться без помощи человека, цивилизация перейдет на следующую ступень своего развития, где надобность в человеке, как носителе разума, отпадет.

Сказочник: Признаться честно, ваши рассказы и повести нравятся чуть больше, нежели произведения в крупной форме, но, к сожалению, вы не очень часто балуете нас сборниками. Поэтому хотелось бы узнать, планируете ли вы в ближайшем будущем выпуск произведений малой и средней формы?

С уважением, Альберт Гумеров ака Сказочник.

А.К.: Непременно. Как только наберется материал на новую книгу. По всей видимости, случится это ближе к середине следующего года.

creator, kon28: Среди Ваших книг не встречал ни одной написанной в соавторстве. С чем это связано? Может, были попытки совместных проектов? Вообще, каково Ваше отношение к самому явлению соавторства?

А.К.: А как, по-вашему, я должен к этому относиться? Пищать от восторга или гневно возмущаться? Вообще-то, мне совершенно без разницы, сколько авторов стоит на обложке книги — главное, чтобы книга была интересная. Сам я не работаю в соавторстве потому, что мне это просто не нужно. Кроме того, мне трудно представать, как должен протекать такой процесс? Какой должен быть вклад каждой из участвующих в ней сторон? По моему убеждению, процесс литературного творчества по природе свой очень одинокий. Я бы даже сказал — интимный. Если фильм или спектакль получается неудачным, то актеры всегда могут обвинить в этом режиссера, режиссер — сценариста, а сценарист — все тех же недостаточно старавшихся актеров. А вот автору не на кого спихнут ответственность за плохую книгу.

Чтобы испытать, наконец, это дивное чувство разделенной ответственности за результат свое работы, я сейчас пишу роман в соавторстве с Геннадием Прашкевичем. Вообще-то, пишем мы его между делом, уже, без малого, два года. Но сейчас процесс, вроде бы, близок к завершению. В процессе этой работы я убедился, что на пару можно работать над текстом только с тем человеком, с которым вы, во-первых, понимаете друг друга буквально с полуслова, во-вторых, уважительно относитесь к творчеству соавтора, и, наконец, в-третьих, ни один из соавторов не считает себя бесспорным лидером.

Пока еще не знаю, что из этой затеи получится, да и получится ли что-то вообще, но, в любом случае,

этот роман, скорее всего, так и останется единичной, экспериментальной работой.

kon28: В Ваших произведениях всегда много действия, детективных сюжетов. В этом ключе, почему именно фантастика? Что послужило первой мыслью «буду писать фантастику», когда Вы впервые сели перед «чистым листом бумаги»? Почему не детектив или шпионский боевик?

А.К.: Ну, во-первых, потому что я сам люблю фантастику. Детективы я тоже люблю, но с ними проблема в том, что сейчас в России, как и прежде в Сов. Союзе, жанра детектива, как не было, так и нет. То, что у нас принято называть детективами, это книги либо о жизни и быте милиции, либо — о жизни бандюков. То, что, вообще-то, принято называть «криминальным романом». Некая детективная прослойка присутствует в них исключительно в силу технической необходимости. Ну, все равно, что писать роман о доярках и ни разу корову не упомянуть. Да и у нас просто не может быть иначе. Героям классических детективов, вроде тех, что создавали Конан Дойль, Кристи, Сименон, Буало-Нарсежак, Стаут, Хэммет, с их методами работы у нас просто нечего делать. Читая про такого, будешь все время кричать — Не верю! А вот в рамках фантастического романа реализовать классическую детективную интригу вполне возможно.

kon28: Общаетесь ли Вы с «коллегами по цеху»? Если да, и если не секрет, на какие темы по преимуществу?

А.К.: Вот чем фантасты, действительно, отличаются от прочих литераторов, так это своей общительностью. Едва ли не все, даже живущие в разных городах, хорошо знают друг друга. Темы для общения самые разные. Хотя, в конечном итоге, все почти всегда съезжает на наезженное — литература, новые книги, издатели и т.п. Очень любим поругать художников за оформление своих книг.

kon28: Насколько внимательно Вы следите за критикой Ваших произведений?

А.К.: Вообще не слежу. У нас нет критики фантастики, как таковой. А рецензии на книги, которые почему-то называются критикой, интересны потенциальным читателям, но не автору, который и без того знает, о чем его книга.

kon28: Если это не является коммерческой тайной, насколько «жесткими» в плане сроков написания, количества книг в какой-то период, являются отношения между Вами и издателем?

А.К.: Тайны никакой нет. И сроков тоже никаких нет. Когда книга закончена, тогда я и несу её в издательство. Честно говоря, мне вообще странно, откуда вдруг появился такой вопрос? Кто и каким образом может заставить автора написать книгу к какому-то определенному сроку? Одна книга пишется полгода, другая — год, третья — несколько лет. Здесь не может идти речь ни о каких сроках. Издатель, разве что, может поинтересоваться, когда именно я планирую сдать ту или иную книгу. Да и то не часто это делает.

kon28: Насколько внимательно и регулярно Вы следите за издающейся в стране фантастической литературой? Какова Ваша оценка сегодняшнего общего уровня отечественной фантастики?

А.К.: При том изобилии книг, что сейчас издается, за всем не уследишь. Поэтому ориентируюсь, в основном, на известных мне авторов. Стараюсь не пропускать новых книг Дивова, Громова, Прошкина. Старательно пропускаю Олдей, Дяченок, Никитина. Не потому, что одни — хорошие, а другие — плохие, а потому что одни способны удивить чем-то неожиданно новым, а другие — нет.

Просматриваю, если что-то советуют знакомые, мнению которых доверяю.

Вообще, я обычно берусь читать книгу того или иного автора только после того, как прочитаю хотя бы один его рассказ, который мне понравится. Потому что, если человек не умеет писать рассказы, он вряд ли сможет написать пристойный роман.

Ответить односложно на второй вопрос очень непросто. Потому что у нас издатели зачастую ставят бирку «фантастика» на то, что таковым не является. А под обложкой, на которой написано «Фантастика», можно найти как подлинную литературу, так и откровенный трешак. Мне кажется, что нам (то есть, в первую очередь, издателям) просто необходимо сделать так же, как поступили в свое на западе — разделить литературную фантастику и треш-фантастику. А пока этого не произошло, большинство читающей публики будет продолжать считать фантастику низкопробным чтивом. И, в принципе, будут правы. Потому что, если просто наугад выдергивать в книжном магазине книги с полки «фантастика», то, шансы найти что-то стоящее, очень невелики. Так что, если оценивать общий уровень отечественной фантастики по валу, то я бы сказал — хуже некуда. Заранее зная, что ошибаюсь. Потому что с каждым годом ситуация становится все хуже. И, лично я пока не вижу той точки, на которой этот процесс мог бы остановиться и покатиться в обратную сторону.


Вот и закончились вопросы и ответы. Не знаю, как Вы, друзья, а я несколько неожиданно для себя узнал Алексея Калугина немного с «других ракурсов». За что ему большое спасибо. Будем надеяться, наше общение продолжится, и ещё не раз мы встретимся с Алексеем Александровичем и его книгами на страницах «Лаборатории Фантастики».

 

источник: Сайт fantlab.ru, организовал off-line интервью kon28, 06.10.2006


⇑ Наверх