Илиада из ноутбука


  «Илиада» из ноутбука

© Якшин Иван


В книжных магазинах нашей страны появилась новая книга великого Дэна Симмонса «Илион». Дэн Симмонс ворвался в большую литературу в конце прошлого века со своей тетралогией «Гиперион». Эффект этого текста заключался в «мозговом саспенсе»: автор загадывал читателю одну загадку за другой, причем ответами служили не только неожиданные сюжетные развязки, но и неожиданные философские, религиозные и научные построения. Читая «Илион», открывающий новое глобальное предприятие Симмонса, чувствуешь, что автор вновь решил прибегнуть к тому же приему и вновь добивается оглушительного успеха.

В «Илионе» до поры до времени соседствуют три сюжетные линии. Во-первых, это рассказ о Троянской войне, которую мы видим глазами Хокенберри — филолога из 20 века, написавшего когда-то монографию о «гневе Ахиллеса». Олимпийские боги, пользующиеся всеми чудесами нанотехнологии, отправляют его и других ученых наблюдать за ходом противостояния троянцев и ахейцев, наделив своих «схолиастов» микрофонами для записи диалогов и средствами для мгновенного перемещения в тело одного из древних героев. Хокенберри сравнивает происходящее с текстом Гомера и понимает, что, изменив настоящее, он может спасти Трою от разрушения. Последний год стал для всего мира временем «троянского бума», и Симмонс со своей неожиданной трактовкой «Илиады» оказался как нельзя кстати. Во-вторых, «Илион» повествует о людях четвертого тысячелетия нашей эры: некие «пост-люди», покинув Землю, оставляют там всего один миллион человек, которым предоставляют возможность вкушать все плотские радости, мгновенно перемещаться в разные обитаемые точки планеты и бесконечно омоложаться до достижения ста лет. Одно из земных поместий называется Ардис-холл, и туда, намереваясь соблазнить юную Аду, прибывает собиратель бабочек Даэман.

Поклонники Набокова легко опознают реалии из его оранжерейной эпопеи «Ада»: действительно, Симмонс заходит на территорию создателя «Лолиты», но играет на ней по своим правилам.

В-третьих, в этом романе рассказывается о том, как два огромных робота (один из которых выглядит как краб) пытаются выполнить задание начальства, выяснив, почему на Марсе наблюдается столь высокая активность квантового излучения. За беседами о памяти Пруста и влюбленном Шекспире герои подлетают к красному гиганту, и тут их космический корабль поражает молнией бородатый великан на огромной колеснице...

Мастерство Симмонса в том, что ему удается объединить три настолько разных сюжета в один и при этом выписать каждый из них с помощью особого колорита. «Троянская» линия пестрит искаженными и прямыми цитатами из Гомера и построена на контрасте между героической поэмой и грубой действительностью. Рассказ о приключениях Ады и компании выдержан в духе превосходного фантастического триллера: схватки с динозаврами чередуются с бегством от роботов по улицам опустевшего Иерусалима под крики «бей евреев» электрических муэдзинов.

Беседующие роботы служат своего рода «интеллектуальной подкладкой» текста: именно из их рассуждений о смысле жизни по Прусту и подтекста шекспировских сонетов выкристаллизовывается объединяющий все три линии смысловой план романа. На этот раз Симмонс вновь продолжает сталкивать лбами машинную и человеческую цивилизации, делая неутешительные прогнозы о финале современной научно-технической революции. Также с помощью фантастического антуража он исследует давнюю проблему соотношения реальности и вымысла, уделяя особенное внимание порождениям гениальных умов — Шекспира, Гомера, Набокова.

Многие современные ученые называют человеческую культуру живым существом, и Симмонс изучает поведение этого существа, однако понять до конца, зачем восстали из мертвых Ахилл и Аякс, и что делают стаи Калибанов из шекспировской «Бури» в районе Средиземного моря без второго тома «троянской эпопеи», который называется «Олимп», пока затруднительно — тем больше оснований с нетерпением ожидать его выхода.

 

источник: Газета "Книжная Витрина", 2005


⇑ Наверх