Пишу про людей


  «Пишу про людей...»

© А. Филиппов


«Чудеса в Гусляре», «Девочка с Земли», «Последняя война», «Сто лет тому вперед», «Люди как люди» — рассказы, повести, чудесные сказки-фантазии, в которых действуют добрые, мужественные и удивительно узнаваемые герои, давно любимы читателями. Но вот многим ли известно настоящее имя их автора? Знакомьтесь: Игорь Всеволодович Можейко, доктор исторических наук. В специальных отделах книжных магазинов можно встретить его научно-популярные книги по истории Юго-Восточной Азии. А как же тогда Кир Булычев и фантастика?

Началось все с обложки журнала. Давным-давно И. В. Можейко сотрудничал с журналом «Вокруг света», писал очерки, посвященные загадочной Азии (как специалист-востоковед он несколько лет прожил в Бирме). И вот однажды серьезный автор застал редакцию «Искателя» (приложения к журналу «Вокруг света») в обстановке, близкой к панике. В последний день перед выходом очередного номера в свет выяснилось, что фантастический рассказ, на тему которого на обложке даже был помещен рисунок, не может быть опубликован, — по редакционным, как говорится, соображениям. Заменить обложку в оставшийся срок не успевали. И выход был только один — всего за ночь написать на тему рисунка несколько страниц фантастики.

Несколько человек поздним вечером решительно отправились по домам, чтобы спасти издание. А утром рассказы легли на стол редактора. В итоге такого неожиданного конкурса оказалось, что лучший рассказ принадлежит очеркисту И. Можейко. Он назывался «Когда вымерли динозавры?».

— Помню, очень испугался, услышав, что именно мой рассказ будет опубликован, — говорит Игорь Всеволодович. — Страшно было даже представить себе, что скажут мои коллеги, узнав про мое увлечение «легким жанром». Так вот и появился на свет Кир Булычев. Потом я вошел во вкус и написал второй рассказ, за ним третий... Было уже трудно остановиться.

— И как же теперь интенсивная писательская работа уживается с основной?

— Чисто технически довольно просто: когда устанешь на работе, переключаешься на фантастику, когда приестся фантастика, переключаешься на работу. Вот только времени катастрофически не хватает.

А если серьезно, то не так уж они и далеки друг от друга — история и фантастика. Объединяет их, как мне кажется, то, что, воссоздавая как прошлое, так и будущее, мы пытаемся все же рассмотреть их с точки зрения психологии человека, смоделировать его поведение в различных условиях. И тем самым заставить современника задуматься о том, какой он есть и каким может стать. Ведь нравственные качества личности в любую эпоху остаются неизменными.

Еще меня привлекает в фантастике возможность, гиперболизируя ситуацию, в неожиданном ракурсе посмотреть на современные проблемы. Возьмем, например, один из самых, на мой взгляд, острых вопросов сегодняшнего дня — охрану окружающей среды. Хороших и нужных слов по этому поводу сказано, кажется, больше, чем деревьев в сибирской тайге. Но равнодушия по отношению хотя бы к той же тайге и по сей день сколько угодно. И браконьерство, и хищническая вырубка лесов, и отравление рек. А сколько еще бед может произойти из-за неразумного использования богатств Мирового океана, нерасчетливой разработки месторождений полезных ископаемых, засорения атмосферы и разрушения озонного слоя и так далее?

В фильме по моему сценарию «Через тернии к звездам», поставленном режиссером Ричардом Викторовым, мы попытались рассказать о далекой планете, жители которой безрассудно черпали ее богатства по принципу «На наш век хватит!» В конце концов цивилизация оказалась на грани катастрофы.

Я никогда не ставил перед собой задачу предвосхитить какое-нибудь техническое открытие. Пишу про людей, которые действуют в обстановке пусть необычной, фантастической, но задачи решают общечеловеческие. Иными словами, стараются просто поступать по-людски. Не бросить в беде друга, быть до конца верным настоящей любви, на пути к цели преодолевать на первый взгляд непреодолимые трудности и обязательно не терять чувство юмора. Мне кажется, что фантастика по сути — человековедение. Поэтому и мои герои очень узнаваемые. На их место любой может поставить себя.

— Игорь Всеволодович, очень больная проблема — издание фантастики. По мнению читателей, печатается ее у нас явно недостаточно...

— Решение этой проблемы мне видится в создании специального толстого журнала, где бы помещались последние произведения советских и зарубежных фантастов, была бы своя критика, отдел для начинающих. Пока о журнале только говорят, как о чем-то несбыточном, робко-робко, и не там, где этот вопрос должен решаться. А, представьте, журнал существует. Он красочно проиллюстрирован. Наверняка его тираж не опустится ниже миллиона. Пусть фантастический журнал будет кооперативным, по примеру организующихся сейчас издательств. Думаю, любители фантастики поддержат такую идею.

— Кого бы из молодых авторов вы предложили для публикации в таком журнале?

— Супругов Лукиных из Волгограда, они пишут о современных проблемах, такая «бытовая» фантастика, интересная по мысли и исполнению. Украинского автора Бориса Штерна с его парадоксальными рассказами. Ленинградца Рыбакова... Всех не перечислишь.

— Что из ваших произведений мы сможем увидеть в ближайшее время? Над чем вы работаете сейчас?

— В пятом номере «Юности» вышла небольшая повесть «Подземелье ведьм». Из детской фантастики, где действует Алиса Селезнева и ее друзья, недавно закончил повесть «Чудовище у родника» для ленинградской газеты «Ленинские искры». Работаю над сценарием для Свердловской киностудии по своей повести «Похищение чародея»

— И напоследок: что вы читаете?

— Читаю в основном литературу по специальности, а также произведения коллег-фантастов, дабы не отстать от жизни и писать свою фантастику как можно качественнее. Да, вот еще письма читателей читаю почти ежедневно.

Беседу записал А. Филиппов

 

источник: Официальная страница писателя


⇑ Наверх