Работы художника А Бёклина

Художник — Арнольд Бёклин

А. Бёклина
Страна: Швейцария
Родился: 16 октября 1827 г.
Умер: 16 января 1901 г.

Арнольд Бёклин (Arnold Böcklin)— живописец, график, скульптор. Один из выдающихся представителей символизма в европейском изобразительном искусстве XIX века и один из наиболее противоречивых художников своего времени: некоторые восхищались его богатым художественным воображением, другие критиковали его как слабого живописца. Его называли символистом и неоклассиком, последним романтиком и провозвестником сюрреализма.

Арнольда Бёклина можно с полным правом назвать гражданином Европы. Он родился в Швейцарии, в Базеле, учился живописи в Академии художеств в Дюссельдорфе, в юности много путешествовал. Париж он невзлюбил и провел в нем всего год, а в Риме осел на семь лет. Здесь в 1853 году он женился.

Затем вместе со своим многочисленным семейством (у супругов Бёклин было 14 детей, 8 из которых умерли в раннем возрасте) художник много раз переезжал: из Рима в родной Базель, потом в Ганновер, в Мюнхен, в Веймар, оттуда опять в Рим, снова в Базель, снова в Мюнхен, оттуда — во Флоренцию, затем в Цюрих... У этих бесконечных переездов были веские причины: сначала — желание своими глазами увидеть памятники классического искусства Италии, позднее — приглашения на преподавательскую работу, крупные заказы (Бёклин не только писал картины, но и оформлял фресками интерьеры), необходимость дать детям хорошее образование, наконец – безденежье. Последние девять лет жизни он провел в Италии.

Ранние работы Бёклина — это романтические пейзажи. Впоследствии, стремясь уйти от изображения действительности и под влиянием классического искусства Италии, он начал создавать в картинах вымышленный мир, часто нарочито таинственный. Вначале писал пейзажи с мифологическими фигурами, затем — фантастические сцены с нимфами и морскими чудовищами. Поздние работы художника стилистически принадлежат уже ХХ веку: классичность и уравновешенность уступают место открытой экспрессии. Изображения наделены какой-то магической достоверностью и одновременно недосказанностью. Художник так изображал предметы и стихии, что за внешней оболочкой ощущалась некая таинственная неуловимая сущность.

В полной мере это завораживающее умение Бёклина проявилось в его главной картине – «Острове мертвых». Одна из особенностей картин Бёклина – у них нет названия, но «Остров мертвых» стал исключением. Существовало четыре версии картины, написанные в разное время. К чести Бёклина, он не копировал картину, а каждый раз по-новому разрабатывал сюжет, сохраняя основу композиции, но меняя размеры, технику, цветовую гамму, освещение и находя новые оттенки настроения – от сумрачной безнадежности до просветленного трагизма. Собранные вместе, четыре дошедших до нас варианта «Острова» представляются частями торжественного реквиема, в котором возвышенная скорбь сменяется глубоким покоем, а время отступает перед вечностью. Именно благодаря этой картине художник стал культовой фигурой — в честь художника был даже назван изящный типографский шрифт «Бёклин» с характерными признаками югендстиля.

Среди поклонников этой картины были такие знаменитые люди, как французский политик Жорж Клемансо, Зигмунд Фрейд, Гийом Аполлинер, создатель метафизической живописи Джорджо де Кирико, Сальвадор Дали, Кузьма Петров-Водкин, Василий Кандинский, Леонид Андреев, Анатолий Луначарский, Сергей Рахманинов и многие-многие другие.

В 1920-е годы популярность Бёклина была уже на исходе. Однако это не помешало ему стать любимым художником Адольфа Гитлера (всего он владел 16-ю работами Бёклина, в том числе и третьей версией картины «Остров мертвых»)

Разумеется, Бёклин не был провозвестником идеологии нацизма, но, тем не менее, высокая оценка живописца фюрером основательно подорвала в послевоенные годы авторитет «любимого художника Гитлера». Бёклин окончательно вышел из моды, но к классикам так и не был причислен.

Наступивший ХХI век реабилитировал художника: приуроченная к столетию со дня его смерти выставка с триумфальным успехом прошла в 2001-2002 гг. в Базеле, Париже и Мюнхене. Вышли в свет солидные каталоги и альбомы-монографии, о Бёклине были написаны серьезные статьи и сняты телефильмы. И хотя имя Арнольда Бёклина остается еще недостаточно известным сегодняшней публике, этот художник уже возвращается к нам из длительного и, думается, незаслуженного забвения.

========================================

Информацию для биографии предоставила volga.

© Википедия



Обложки изданий (24)

1993

Остров мёртвых
1993 г.
2006

Гобсек. Шагреневая кожа. Отец Горио
2006 г.
Игрок
2006 г.
Фантастическое искусство
2006 г.
2007

Реальность фантастики № 7, июль 2007
2007 г.
2008

Остров
2008 г.
2009

Игрок
2009 г.
Санин. У последней черты
2009 г.
Воришка Мартин
2009 г.
2010

Остров
2010 г.
Остров
2010 г.
Остров
2010 г.
2011

Зов Ктулху. Рассказы. Повести
2011 г.
Смуглая рука
2011 г.
2013

Конь бледный. Конь вороной
2013 г.
2014

Остров Мертвых
2014 г.
2015

Доктор Фаустус
2015 г.
2018

Античная трагедия
2018 г.
2019

Зов Ктулху
2019 г.
2021

Доктор Фаустус
2021 г.
Волхв
2021 г.
Мистические истории. Тайный сообщник
2021 г.
Так говорил Заратустра
2021 г.
2022

Илиада. Одиссея
2022 г.

Внутренние иллюстрации изданий (6)

1910

Альманахъ Смерть
1910 г.
1996

Волшебные животные
1996 г.
2006

Фантастическое искусство
2006 г.
2011

Так говорил Заратустра
2011 г.
The Devil's Coattails: More Dispatches from the Dark Frontier
2011 г.
2015

Великаны и людоеды
2015 г.



⇑ Наверх