fantlab ru

Все отзывы посетителя sergeigk

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  16  ] +

Вадим Панов «Хаосовершенство»

sergeigk, 20 сентября 2010 г. 14:42

Ну, вот и все!

То, что началось как футуристический политический триллер, с элементами антиутопии, продолжалось как религиозная остросюжетная мистика, а закончилось как… Не имею права сказать, чтобы не испортить впечатление. Все имеет свой конец.

Всегда интересовал вопрос: когда автор пишет первую книгу масштабного цикла, имеет ли он представление, чем его история может или должна закончиться? Сценаристы сериала Lost всем дали понять, что нет, не имеют. Справедливо ли это в отношении «Анклавов»? Наверное, такую возможность нельзя исключать. Начало, середина и конец различны по направленности и общему ходу сюжета. Несколько линий или персонажей так и привели в никуда или играют настолько мизерную роль, что про них почти забываешь. Но перед нами, несомненно, качественный и связный цикл.

Фантазия Вадима Панова вот та энергия, на которой, подобно новой энергии созданной им на страницах романа Станции, держаться все пять томов. Его фантазия заставляет читателей ждать выхода каждой новой книги, чтобы, наконец, выяснить, кто же кроется за личинами его харизматичных, фактурных, и от этого чрезвычайно загадочных, персонажей, и каковы их истинные цели. Кто они благородные спасители или расчетливые сверхсущества, стремящиеся к господству и власти?

Последний «Анклав» — «Хаосовершенство» почти расставляет все точки над «i», но к великому сожалению читателя, делает это не в полной мере. Вадим Панов ведет с нами игру и это игра, увы, исключительно по его правилам. Здесь мы не найдем однозначного ответа о сущности Мертвого или «антиквара» Грязнова; не проникнем в тайны Мутабора, остановившись по воле писателя где-то на половине, да и многое просто останется за кулисами, закрывающими от нас ответы. Ответы даны, но их явно меньше, чем хотелось бы получить.

Много ли потеряла в связи с этим книга или весь цикл? Нет, не потеряла. Но и не приобрела.

Намеки, намеки на намеки и лишь видимая часть айсберга. Изначально, писатель, разворачивает перед нами панораму событий, эпизодически выхватывая те или иные ключевые сценки с участием конечного набора действующих лиц. Кого-то это раздражает, кому-то такая параллельность развития сюжета приходится ко вкусу. Однозначно лишь одно: веришь, что его герои живые! Когда в рамках одной главы повествование скачет от Патриции к Мертвому или от генерала Ляо к Папе Джезе, создается устойчивое ощущение, что герои живут не только на тех страницах, которые посвящены им, но и за их пределами пока Вадим Юрьевич нам рассказывают о чем-то другом.

Но вернемся непосредственно к последнему роману!

Он начинается практически там же, где закончилась предыдущая книга: тритоны Сорок Два, вооруженные идеей становления Эпохи Цифры, планомерно ввергают мир в экономический и социальный хаос, строительство Станции, дарующей человечеству новый вид энергии подходит к завершению, синдиновый голод принял глобальный масштаб, Мертвый и Грязнов совершают все те же неясные нам «телодвижения», призванные к достижению только им ведомой цели… И только талантливый фотограф Кристиан, получивший частный заказ на создание фотоальбома, путешествует по городам и странам и щелкает затвором камеры, сохраняя в снимках мгновения последних дней мира.

Да, роману свойственен фатализм. Он буквально пронизывает его, каждую его страницу. Автор, изначально выписывает мир, перед глобальным катаклизмом, готовит нас к жертвам, подчас бесполезным, но от этого только более трагичным. Судьба ведет главных героев, предрешенная и безжалостная, заставляя их покориться во имя цели. Грязнов, прощающийся со своим домом, Пума, медленно умирающая от синдина, Мертвый, равнодушно наблюдающий за тысячами смертей, и Станция – символ, монумент новой Эры, в основу которой положены миллиарды человеческих жизней, но являющаяся спасением из тупика цивилизации, в который человечество само себя затолкало.

Роман удался. Он целостнее и на голову превосходит предыдущих «Продавцов невозможного», в нем существенно меньше от «боевика», и значительно больше от морально-нравственных дилемм и человеческих эмоций.

Конечно, автора можно упрекнуть за некоторые вещи, как то затянутые сцены военных действий, гражданских беспорядков или перестрелок. Иногда, кажется, что их можно было бы подсократить в полтора-два раза, и роман от этого бы только выиграл, так как в нашем случае движущей силой остросюжетного повествования является не количество и качество сбитых вертолетов, а развитие многоуровневой интриги. В угоду любителям «экшена», этот незамысловатый «упрек» можно смело записать в плюсы произведения. Кому как!

И еще, маленький, совсем крохотный камешек в огород Вадима Юрьевича. Концовка «Хаосовершенства» заставляет задуматься. Она грациозна и грандиозна одновременно. Автор не ударился в проторенные тропки всевозможных предшественников, а придумал достойное, выше всяких похвал, завершение истории. Однако, идя на поводу эпического финала, Вадим Панов не удержался и тут же использовал один из модных нынче приемов-принципов, вызывающих всегда дикие споры этического характера. Сознательно умолчу, о чем идет речь, чтобы избежать даже намеков на развитие и повороты сюжета.

Сейчас, после того, как закрыта книга, могу лишь позавидовать тем, кто еще не брался за «Анклавы». Поверьте, они того стоят. В любительских отзывах или профессиональных рецензиях можно отыскать тьму-тьмущую претензий, начиная от стилистики и языка, заканчивая «несуразным», по мнению отдельных личностей, поворотом от «киберпанка» до «городского фэнтези». Все это чушь и чушь в квадрате, не верьте.

Если вы не скованы рамками одного жанра, если вам по душе хитросплетение интриг, таинственные ритуалы и сила огнестрельного оружия, если есть желание увидеть авторский футуристический прогноз, не лишенный объективных современных оснований, то «Анклавы» для вас. Читать обязательно!

Оценка: 9
– [  10  ] +

Нил Гейман «История с кладбищем»

sergeigk, 23 августа 2010 г. 10:40

Я не люблю Редьярда Киплинга. Это не значит, что я не читал его рассказы или прошел мимо «Книги джунглей». В свое время (ах, детство, детство…) я, естественно, ознакомился с творчеством английского писателя. Тогда все дети бредили красочными рисованными мультфильмами. Имя Уолта Диснея было, конечно, на слуху, но с его анимацией на двух каналах отечественного телевидения 80-х годов была явная напряженка. «Чип и Дейл» и «Утиные истории» появились чуть позднее. Поэтому, мультфильм «Книга джунглей» производства студии Диснея был для нас недостижимым предметом мечтаний, и я его не смотрел. Ни в детстве, ни сейчас. Зато я смотрел наш отечественный мультипликационный фильм «Маугли», смотрел с чувством близким к восторгу. Рисованная анимация в СССР была не в редкость, но телевизионные «боссы» упорно желали показывать советским детишкам только кукольные мультфильмы. А их никто не любил, все ждали рисованных!

Поэтому, для меня «Маугли» исключительно мультипликационный персонаж режиссера-мультипликатора Романа Давыдова. Наверное, это и наложило свой отпечаток на мои ощущения от прочтения «Книги кладбищ» Нила Геймана.

Я долго, в силу разных причин не мог добраться до последнего романа великолепного сказочника для взрослых – Нила Геймана. То мне мешала явно завышенная стоимость книги (для издания в мягкой обложке, согласитесь, дороговато), то было желание почитать что-то другое. Наконец, момент настал! Прочитал!

У книги достаточно высокий рейтинг, она тепло принята критиками и еще более тепло читателями. Заслуженно? Отчасти. Шедевр? Нет, скорее, неплохая книга. Книга для детей и их родителей. Именно в таком порядке.

Чего Гейману не отнять, так это потрясающую, вызывающую зависть, фантазию. Он не идеальный писатель. Он умело берет удачные находки других, и интерпретирует их, пропуская сквозь себя, и на выходе предоставляя нам готовый продукт, коммерчески успешный и не подчиняющийся стандартам. Наверное, это и есть Талант.

Полуторагодовалый мальчик Никт (я ссылаюсь на «официальный» перевод) после гибели семьи, оказывается на кладбище, где его усыновляет чета привидений. Там же он обзаводится опекуном – мудрым вампиром Сайлесом (пусть в тексте книги прямо не говорится, что он вампир, но намеков разбросано масса). На протяжении восьми глав нам рассказывается история Никта, с момента его усыновления и до достижения самостоятельного возраста. Почти каждая глава имеет свой сюжет, так или иначе связанный с кладбищем и процессом взросления человека. Мы узнаем и о первых шалостях мальчишки, проявлении детского непослушания или способности найти себе приключения на то самое мягкое место. Ведь Никт, по сути, обычный ребенок, хоть и наделен некоторыми способностями, перенятыми от мертвых (видит в темноте, может исчезнуть, или забраться в сон другого человека). На протяжении всего романа, автор прямо или косвенно, старается показать нам, что Никт прежде всего человек и его тянет к себе подобным. Мир мертвых для него гостеприимен, но никогда не станет полностью родным. Из этого, еще только приступив к чтению, мы уже понимаем, каков будет финал романа.

Гейман великий выдумщик. Но здесь он, не смог проявить себя во всей красе. Его герои запоминающиеся, его подходы к потусторонним существам необычны, его мир обладает всеми оттенками серого с вкраплениями ярких красок другого мира, того, что за оградой кладбища. Но игра с «первоисточником» кажется несколько затянувшейся. Я люблю литературные игры, я радуюсь как ребенок, когда нахожу между строк авторского текста отсылки к другим произведениям, но Гейман пошел по пути низкопробного стандарта. Поменял место, время, создал полные аналоги героев «джунглей» и ушел отдыхать (читай почивать на лаврах). Для создателя «Американских богов», «Детей Ананси» и «Задверья», можно было бы ожидать чего-то более развернутого и новаторского. Хорошо бы было взять за основу идею, как это было сделано в «Королине», и создать не её основе нечто новое, но не следовать же ей так дословно.

Книга удалась. Читается быстро и легко. Авторский стиль Геймана всегда выделялся из основной массы писательской братии своей простотой, четкостью и доходчивостью, и в тот же момент не лишен художественной красоты слова. Конечно, я читал роман в переводе, ознакомится с произведением на языке оригинала не позволяет уровень знания английского языка. Перевод неприятия не вызвал. Очень сбалансировано и в стиле предыдущих произведений Геймана и, соответственно, их переводов.

Когда-нибудь, когда у меня будет ребенок и он дорастет до 10 – 12 лет, я обязательно посоветую ему прочитать «Историю с кладбищем», взрослым же советовать не могу, разве что для поклонников писателя или когда откровенно нечего читать.

Предлагаю считать, что слухи о «шедевральности» последнего творения Нила Геймана сильно преувеличены. Качественно, но не более.

Оценка: 7
– [  19  ] +

Дэн Браун «Утраченный символ»

sergeigk, 25 февраля 2010 г. 08:44

Дэна Брауна можно любить и ненавидеть. У многочисленных ценителей литературы подобного жанра скопилась масса претензий к нему. Брауну ставят в упрек косноязычный текст исключительно повествовательного типа, неумелое (или умелое — кому как) манипулирование историческими событиями и культурными феноменами, воровство чужих идей и опереточных главных героев и злодеев.

Уже три книги написано про гарвардского профессора в твидовом пиджаке и с наручными часами с изображением диснеевского Микки-Мауса — Роберта Лэнгдона. «Ангелы и Демоны» снискали определенную популярность, но «Код да Винчи» сделал имя автора нарицательным и появилось в миру понятие «дэнбраунщина». Не будь он американцем, если он не воспользовался бы своей славой и не продолжил ковать железо, не отходя от кассы. Именно от кассы. Закрепляя коммерческий успех своих предыдущих творений, он создал новый опус про приключения профессора Лэнгдона. Конечно, упрекнуть Брауна в коммерциализации своего проекта можно, но глупо отвергать тезис, что популярный писатель в США — это в первую очередь бизнесмен. Кто же откажется срубить лишнюю сотню миллионов зелененьких, если всего-то и нужно, что написать книжку на основе одной из сотен теорий заговоров. Благо, главный герой уже создан, и выдумывать ничего не нужно.

Сейчас слово в защиту.

Если кто-то после прочтения «Ангелов…» или «Кода да Винчи» хотя бы одним глазом взглянул на произведения искусства и архитектуры или понял, что Рим это не только Колизей и Юлий Цезарь, а Париж не только Эйфелева башня и Собор Парижской Богоматери, значит с чисто культурологической точки зрения, труд Дэна Брауна достоин права на существование.

Плюсом служит и то, что за развитием интриги действительно интересно следить. Как мастер триллера, он с умением держит читателя в напряжении, пусть даже используя поистине раздражающий и затертый прием обрывания главы на самом интересном месте. Простим ему это. «В пианиста не стрелять — играет, как умеет».

В целом, пишет он из расчета на широкую аудиторию, среди которой не последнее место занимают, ставшие стереотипом, американские домохозяйки, которые, как известно, университетов не кончали, и с превеликим удовольствием смотрят шоу Опры Уинфри. Так и уровень должен быть соответствующим.

В конце прошлого года в свет вышел новый роман Брауна «Утраченный символ». Его рабочее название было «Ключ Соломона», но по неким причинам, неизвестно по каким, автор поменял его название на нынешнее. Ну да ладно, это дело издателей и писателя.

Если говорить про российскую аудиторию, то роман был встречен более чем прохладно. Критики откровенно глумились над ним. И, к сожалению, нельзя не признать, что глумление вполне заслуженно.

Но так ли плох «Утраченный символ»?

Нет, он вполне на уровне предыдущих творений Брауна или почти на уровне. Если кто-то фанат конспирологии и за каждым явлением в общественной или политической жизни видит длинные руки тайных организаций и обществ, книга доставит удовольствие. Но это только для фанатов, для простых читателей, ценителей детективной литературы, роман может вызвать реакцию в промежутке от равнодушия до открытого отторжения. А все потому, что для писателя это очередная золотая жила, а для читателя это третий раз лежащие в траве грабли. Первые два удара читатель пережил и даже увидел звездочки в глазах, но третьи грабли оказались уже без звездочек и принесли только гул в ушах. Сила привычки, однако.

Браун начисто опровергает старинное изречение, что в одну воду нельзя войти дважды. Он смог. Тот же Лэнгдон, «неожиданно» втянутый в цепь событий, та же милая умница-напарница, то же тайное общество (возникли опасения, что Браун будет писать пока не пройдет весь перечень этих самых обществ), тот же артефакт и те же ребусы. Меняем место действия, название организации и артефакта, подкидываем пару отсылок на известнейшие произведения искусства, добавляем колоритного татуированного евнуха в качестве злодея. И… книга готова. Но дело в том, что сюжетные повороты уже предсказуемы, личность злодея угадывается при первом же упоминании о его прошлом, а манипулирование «отцами-основателями» Америки и по совместительству масонами, после просмотра «Сокровищ нации» вызывает кривую усмешку. Америке как государству, чуть более двухсот лет, какие там тайны? Всевидящее око на банкноте? Посмотрите ради интереса в государственной символике каких стран оно еще «нарисовано». Все масонские ритуалы и посвящения давно известны и в крупных городах на зданиях масонских лож чуть ли не таблички висят с указанием «Масонская ложа Усть-Ужо…». Однако, одна из сюжетообразующих линий романа как раз связана с фактом «страшной» тайны членства в масонской организации, подумать только какая таинственность, но нужно же было оправдать присутствие в романе ЦРУ в лице директора службы безопасности, вдумайтесь, почтенного возраста женщины — японки с голосовыми проблемами и при этом чрезвычайно вредной. Даже здесь Дэн Браун допустил оплошность, видимо, бедняга не в курсе, что проводить какие-либо операции или расследования на территории США ЦРУ не может. Это запрещено законодательно и отнесено к исключительному ведению ФБР.

Если первые две книги проглатываются на одном дыхании, то на «Утраченном символе» мозг откровенно бунтует, требуя усилия для продолжения чтения. Роман перегружен лишними эпизодами и оборванными сюжетными линиями, что весьма сказывается на динамичности произведения. Поступки героев поражают своей алогичностью. Лэнгдон и иже с ним, вместо того, чтобы обстоятельно и разобраться в происходящем, разработать план по спасению похищенного друга, начинает скрываться от ЦРУ, устраивая беготню по Капитолию и близлежащим зданиям. Или никого не смущает, что человек доселе никогда не пользующийся сервисом SMS, неожиданно, начинает общаться с помощью коротких сообщений. Обнаружив отрубленную кисть руки, у ЦРУ даже мысли не возникает запеленговать мобильный телефон пропавшего человека. Правильно, куда как интереснее шататься по подвалам Капитолия и разгадывать ребусы, чем ловить опасного маньяка.

Образ главного героя все же претерпел изменения. В предыдущих книгах Роберт Лэнгдон представлял из себя почти Джеймса Бонда в профессорской мантии; умного, уверенного в себе человека, интеллектуала, преследующего благородные цели. Здесь же он крайне нерешителен, аморфен и все его подвиги заключаются в кратких культурологических лекциях, которые он читает всем без исключения. Одним словом — балласт для компании.

Далее непосредственно об «утраченном символе». При всем уважении к мировым религиям и верующим людям, но то, что написал Браун — смешно. Когда тайна символа раскрывается в конце книги, это бьет словно обухом по голове, но не от неожиданности — «о, как завернул», а от непонимания из-за чего весь сыр-бор. Но и на этом наш писатель не успокаивается, чтобы хоть как-то оправдать глупейшую концовку, он вкладывает в диалоги главных героев редкостную псевдофилософскую муть, мол, не просто так «утраченный символ» именно такой и ни какой другой, а чтобы вот!

Мистерия древности, тайный символ, дающий безграничную власть, на деле оказался пшиком. Пусть даже не пшиком, в его вещественном понимании, а банальностью, которая в очередной раз доказывает, что вся масонская таинственность, не что иное, как пускание пыли в глаза.

Исписался ли Дэн Браун? Пожалуй, да! Идя по протоптанной им же дорожке, используя один и тот же алгоритм, он не смог грамотно реализовать собственную задумку. Не покидает ощущение, что писатель попросту нее знал, чем же закончить свое повествование, долго перебирал возможные варианты, но остановил свой выбор на самом неудачном.

Возможно, если бы роман был написан и выпущен раньше «Ангелов и Демонов» или «Кода да Винчи», он бы воспринимался иначе, но сегодня его вторичность и вымученность дают о себе знать. Ему можно простить тотальный американизм, фактологические ошибки и здравомыслие главных героев, но не получается закрыть глаза на сознательную затянутость повествования, штампы в сюжетных поворотах и слабейшую концовку, ради которой подобные книги и читаются.

Плохо, очень плохо, товарищ Дэн!

В итоге:

За начало — 8;

За середину — 6;

За конец — 2.

P.S. Между тем, если у вас творчество Дэна Брауна не вызывает отторжения, а предыдущие романы доставили некоторое удовольствие от прочтения, не проходите мимо «Утраченного символа». Почитайте, местами будет занудно, местами глупо, местами увлекательно.

Оценка: 5
– [  9  ] +

Вадим Панов «Продавцы невозможного»

sergeigk, 11 декабря 2009 г. 13:40

Диву даешься, когда то тут, то там проскакивают утверждения, что цикл «Анклавы» — это киберпанк. Словечко модное, и многие употребляют его не к месту, руководствуясь известными только им мотивами. Используя подобные меры, к киберпанку можно отнести все произведения, где хоть раз используются понятия «виртуальная реальность», «компьютер», «процессор» или «хакер». Но разве «Анклавы» об этом?

Думаю, нет и, надеюсь, со мной многие согласятся.

Тогда о чем? О нашем мире, к которому мы, возможно, придем, лет этак через двести-триста-пятьсот. О людях, которые играют свои весомые роли в расстановке сил в этом почти антиутопическом обществе. О религии, так знакомой нам, но, часто, изменившейся до неузнаваемости. О новейших технологиях и адептах древних мистических сил.

Забавно, но для себя я так и не сделал однозначного вывода о том, хочу ли я жить в подобном мире.

Фантазии Вадиму Юрьевичу не занимать.

Пусть его произведения, будь то «Тайный город» или «Анклавы», скроены по одному лекалу. Десять сюжетных линий, пересекающихся и расходящихся на протяжении всей книги, ведущие куда-то или обрывающиеся на середине, герои среди которых и главных-то выделить сложно, но неизменно обладающие харизмой и живым характером или «сумма» всех технологий…

Фантазия у автора отличная, а вкупе с безумно запутанной многоходовой интригой, так и вообще достойна всяческих похвал.

Но это так, общие слова, а если быть ближе к конкретике, то речь идет о недавно увидевшем свет романе Вадима Панова – «Продавцы невозможного».

Все те же лица, что и в предыдущих, те же злодеи и… не злодеи. Вообще, с понятием «положительного героя» у Вадима Юрьевича явная напряженка. Методы у его персонажей, даже у тех, которым читатель вроде как должен симпатизировать, часто переходят границы дозволенного и норм современной морали. Его герои преследуют некие цели, в подавляющем большинстве случаев даже неясные читателю. Подобный подход, несомненно, оправдан, так как ожидание итогового «бум», держит в напряжении. Иногда, правда, бывает обидно, что автор доносит мотивы поступков героев лишь незначительными намеками или вскользь брошенным словом, заставляя нас играть в своего рода «угадайку», где ничего нельзя понять однозначно. Но, что уж поделать, такова структура и стилистика его романов.

Итак, сюжет, фундамент которого заложен еще в «Московском клубе», продолжает свое развитие. Вот только интересно, логическое ли оно? Несмотря на изданные к настоящему времени четыре книги цикла, каждая из которых имеет более или менее отдельный и законченный сюжет, они воспринимаются как единое целое. Ощущение целостности вызывает приоткрытие многочисленных тайн и недоговорок, заявленных еще в предыдущих романах. Однако, после прочтения «Продавцов невозможного», которые резко меняют курс с пропитанной мистицизмом технологической фантастики на разборки в стиле проамериканского параноика Тома Клэнси, изредка появляются смутные догадки, что когда писалась первая книга, то о подобном развитии своего детища автор даже и не думал.

Есть определенная уверенность, что Вадим Панов закладывал несколько иной смысл в происходящее, нежели тот, который можно увидеть, читая роман. Однако, общее направление сюжета тянут за собой многочисленные перестрелки, похищения людей и феноменальные способности некоторых лиц, также использующие эти свои способности исключительно в драках или убийствах.

Основным двигателем стал тот самый экшен, которого одним вечно не хватает, а другие его не приемлют. Хорошо, когда все в норме и без перевесов в ту или иную сторону.

Опять же, ни в коем случае не хочется упрекнуть в чем-то подобном автора, в книге хватает и мордобоя и заумных философских диспутов. Но те эпизоды, действие которых происходят в кабинетах за закрытыми дверями, приносят значительно больше удовольствия, чем те, где гремят взрывы и раздаются звуки выстрелов.

Та самая, мозголомная интрига стала описываться и развиваться иным, отличным от предыдущих книг способом и взяла курс на нечто новое.

Плюсом книги, как части цикла, является собирание многих линий в одну. Становится понятно, что это предпоследняя книга и в пятом романе нас ждет уже кульминация. На горизонте замаячила Станция, работающая на новом виде энергии, Пэт двигается вверх по лестнице своей Традиции, а Грязнов и Мертвый все так же вносят смуту, плетут мировые заговоры и стремятся к далеким трансцендентальным слоям мироздания. Мы немного, чисто символически, заглянем за высокий забор Мутабора, и поприсутствуем на разговоре мудрецов с генералом Ляо. Все это, несомненно, интересно, многообещающе, но, к великому сожалению, всего лишь подготовка к финалу.

Сказать, что книга не удалась нельзя. Она, несомненно, достойна. Попросту дело в том, что она не привнесла в цикл ничего нового. Поклонникам «Анклавов» будет интересно прочитать о новых приключениях героев, но «Продавцы» прежде всего, напоминают ту стадию шахматной партии, когда после нескольких ходов игроки уже вывели фигуры на стратегически важные позиции и вот-вот начнется битва за центр шахматной доски, за доминирование, результатом которого станет не пресная ничья, а только объявленный мат.

Читать обязательно!

Оценка: 9
– [  7  ] +

Андрей Белянин «Жениться и обезвредить»

sergeigk, 3 ноября 2009 г. 10:45

Андрей Белянин. Я начал знакомство с его произведениями с «Меча без имени». Можно сказать, что это было мое первое приобщение к отечественной юмористической фантастике (фэнтези). Мой восторг не знал пределов. Дальше – больше. Прочитал почти все, что вышло на начало двухтысячных. Чуть позже я с удовольствием начал читать «Тайный сыск царя Гороха». Это было великолепно и последнюю книгу «Жениться и обезвредить» я с нетерпением ждал. В этот период я попытался осилить его «Казака», но более сильного разочарования в авторе и его произведениях, наверное, не испытывал никогда. Убогость и убогость (да простят меня почитатели дилогии), но здесь невозможно не сделать скидку на трагедию, происшедшую в семье Андрея Олеговича. Решив, что главное лекарство – время, все же сделало свое дело, я с нетерпением ждал начала продаж новой и последней книги цикла.

Наконец, вот она! У меня в руках!

К слову, начало всех книг в разбираемой серии никогда не славилось быстротой развития событий: утро, быт избы Бабы-Яги, неизменный петух и туповатый Митька. Вроде все как всегда и это меня абсолютно не насторожило, а, оказывается, зря! Чем дальше летели страницы, тем больше приходило ощущение, что я смотрю (читаю) какой-нибудь четвертый-пятый по счету сиквел, некогда популярного начала. Да, все знакомо, все так же, но чего-то не хватает. Когда же я перевернул последнюю страницу, и некая доля разочарования наполнила мое сознание, я понял что было не так. А не так было абсолютно все!

Сюжет, простите, простой как три копейки. Да, Белянин, это не Эрл Стенли Гарднер, детективных изысков ждать не приходится, но и раньше суть была не в нем, и пусть он несколько упростился, простим. Дело в другом: само повествование, вдруг, лишилось той динамичности, которой в предыдущих книгах было с избытком. Завтрак – дворец – царь – Баба-Яга – ужин – сон – петух. И все по новому кругу. Куда-то подевались комические ситуации, которыми изобиловали первые романы, испарились новые лица, гипертрофированно высмеивающие национальные и русско-народные сказочные стереотипы, а юмор весь построен на контрасте анахронизмов и присущих нашей современности слов и понятий, используемых главными героями. И как бы понимаешь, что при прочтении данного абзаца автор упорно юморил и смеяться нужно здесь. Но, не смешно. Настолько не смешно, что даже те моменты, на которые автор делал ставку, не вызывает подрагивания лицевых мышц. Весь юмор неожиданно свелся к перепалкам друзей и их словоблудию.

Ощущение, что сократи автор эту книгу раза в полтора – два, вышел бы неплохой рассказ или повесть про полюбившихся героев, но на роман, или роман-завершение популярного отечественного цикла, данное творение явно не тянет.

Искренне жаль, что «Жениться и обезвредить» не дотягивает до уровня предыдущих книг цикла о сыскном воеводе. И особенно жаль, что это точка в серии.

Несмотря на чувство разочарованности, я все же советую ознакомится с книгой. Пусть даже ради того уютного мира русского сказочного Лукошкино, в котором так неплохо было бы оказаться. Хотя бы на время чтения.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Кристофер Фаулер «Спанки»

sergeigk, 15 сентября 2009 г. 18:59

Я прочитал его роман «Спанки» достаточно давно, но, проводя очередную ревизию книжного шкафа, наткнулся на него.

О чем роман: о халяве!

Её самую, любят все. Вот и главный герой, Мартин, прям как тот паренек из «Особо опасен» пока он еще офисная крыса, тусклый, безыдейный человек. Но лишь до определенного момента, пока случай (?) сводит его с… даэмоном. Даэмон, по Фаулеру, этакий гламурный искуситель, гуру удачи, существо явно иного порядка, но, которое, естественно, предлагает Мартину «сбычу мечт». И как бы даже ничего и не просит взамен. Но, мы-то, читатели, не дураки и прекрасно понимаем, что ничего так просто, то есть задарма, не бывает. И вот, с момента, когда сделка заключена, мы начинаем гадать, что именно попросит даэмон в оплату своих услуг и как из этого выкрутится Мартин.

Читать интересно, увлекательно. Несмотря на избитый сюжет, который повторяется во многих вариациях то тут, то там, проглотить книгу можно за очень короткий срок. Чем же все закончится? Именно этот вопрос подстегнет читателя к максимально быстрому прочтению.

Автор, насколько я помню, или профессиональный британский журналист или рекламщик, что-то в этом духе, поэтому история динамична, не перегружена тайными аллегориями и межстрочными смыслами. Если ждать от романа потрясающих философско-нравственных изысков, то сразу же проходите мимо, туда, где стоит томик Гёте. Если же насладиться любопытной по-голливудски зрелищной историей, первосортным мистическим триллером, то читать обязательно.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Дин Кунц «Фантомы»

sergeigk, 10 сентября 2009 г. 12:30

Принято считать, что «Фантомы» лучшая книга Кунца. Собственно говоря, потому я и решил начать знакомство с творчеством автора с этого романа. На сегодняшний день, произведение намертво прилипло к стене почета с надписью «Классика ужасов», и лишь из одного этого посыла следует, что ознакомиться с подобным образчиком жанра обязан каждый его ценитель.

Что имеется в наличии?

Маленький американский городок одноэтажной Америки, все население которого, либо исчезло, либо убито неизвестным современной криминалистике способом. Так же в наличии две сестры и чуть позже присоединившийся к ним бравый полисмен вместе со своим отрядом поддержки. Периодически попадаются невообразимые, настроенные чрезвычайно агрессивно, твари, явно собирающиеся откушать от этой импровизированной группы кусочек. Далее появляется армейское подразделение химико-биологической защиты, ученый-неудачник и таинственное зло.

На первый взгляд, перечисленное выше должно быть замешано в такой дикой и напряженной интриге, что от предвкушения, у любителя хоррора, сразу начинается повышенное слюноотделение… И вот здесь, следует остановиться поподробнее.

Ни для кого не секрет, что литература ужасов пугала нас только в детстве и чем старше мы становимся, чем больше читаем и смотрим ужастиков, тем проще к этому относимся и не ждем бешенного сердцебиения от сцены таинственного и жуткого убийства, описанного хоть и небезыскусно, но уже не вызывающего у нас дрожи в ногах и прочих конечностях. Так же обстоят дела и с «Фантомами».

Начало у романа многообещающее. Что может быть кошмарнее, чем возвращение двух девушек в городок, где в домах лежат мертвые люди, а большинство населения попросту пропало в неизвестном направлении. Первые пятьдесят страниц читатаешь одним махом, но когда в своих странствиях девушки ходят уже по десятому дому и обнаруживают там очередной труп, то, переворачивая очередную страницу, мягко говоря, становиться скучно. Когда же из соседнего города приезжает шериф с полицейским отрядом, все повторяется с самого начала: дом – труп – странная тварь – смерть второстепенного героя. Ну и когда в городок приезжает армейское подразделение… смотрим предыдущее предложение. И тэдэ и тэпэ.

Единственно, что может заинтересовать, это концепция «зла» и дальнейшие переговоры с ним. Но до этого момента еще нужно дочитать.

Вот и получается, что книга динамична, но скушна. Согласитесь, редкое сочетание!

Неизвестно, чем руководствовался Кунц, описывая однотипные и никому не нужные эпизоды, не имеющие отношения к общему сюжету произведения, но книга ими изобилует. Если исключить их из текста, то роман превратиться во вполне достойную стостраничную повесть, в которой будет и динамика и интригующий не провисающий в пятидесяти местах сюжет.

Мой вердикт такой: любите подобную литературу, – почитайте, книга достойная, а язык автора/переводчика вполне приемлемый, но не ждите чего-то невообразимого и помните, что не раз и не два, вам придется заставлять себя читать дальше. При прочтении, меня не покидало ощущение, что я читаю пересказ фильма ужасов, где для создания атмосферы режиссер и сценарист накидали в общий котел никому не нужные сцены и ведущие в никуда эпизоды.

Оценка: 8
– [  16  ] +

Марина и Сергей Дяченко «Vita nostra»

sergeigk, 20 августа 2009 г. 10:01

Как известно, практически в любом сюжете существуют: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка и иногда постпозиция. Роман «Vita nostra» не исключение из правил. Все что перечислено выше присутствует и в нем. Более того, присутствует в своем почти идеальном воплощении. Все бы ничего, но после кульминации остается чувство пустоты и непонимания.

Следить за приключениями девочки Саши очень увлекательно, книга держит в напряжении с первых страниц то, приоткрывая тайну, то, наоборот, еще более запутывая путь к её познанию. Как многие совершенно справедливо заметили, книга читается на одном дыхании, заставляя идти на сделку с совестью: даешь зарок дочитать страницу и идти, наконец, заниматься полезными делами, но вот страница дочитана, и ты снова решаешь прочитать еще одну… И так пока роман не обрывается.

Именно обрывается, другого слова нет. Следом за некой кульминацией следует, да! непредсказуемая, но, по большому счету банальнейшая, из развязок. На вопрос: а что это было? Дается маловразумительный ответ: чтобы вот! Вы же умный читатель, додумайте сами.

И вот тут, из великолепного полотна, соответствующему всем уместным в данном случае стандартам, несущего в себе зерно потрясающей авторской задумки, создается некий абстракционизм, со всеми вытекающими последствиями.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Идея о «Слове», позволяющим менять мироздание, и о людях, которые Им становятся, проходя через испытания и изменения психики и физиологии, несомненно, заслуживает восхищения. Как здесь не провести аллюзию с Ветхим Заветом и библейской концепцией сотворения мира.
Но не оставляет ощущение, что авторы, реализовав свою задумку, так и не решили, чем все завершить, обозначив лишь иллюзорными намеками некий финал.

Пусть многие скажут, что книга не об этом, а о неком философском подходе к устройству мира и вовсе не предполагает раскрытие всех своих секретов. Тогда почему авторы, ставя свою героиню в ту или иную ситуацию, заставляя её и нас, в том числе, идти по пути к раскрытию истины происходящего, закрывают перед носом дверь, за которой все становится ясно.

Недосказанная и маловразумительная концовка смазывает все впечатления о книге. Мы понимаем, что закончилось все очень «круто», но как именно все это закончилось и вообще, что это было, мы должны определить сами. Это как читать детектив: к предпоследней главе, автор дает понять, что убийца – дворецкий, но мы-то знаем, что в последней главе все будет перевернуто с ног на голову и убийцей окажется кто-то другой, но вот последняя страница перевернута, а убийца действительно дворецкий. И становиться скучно, предвкушение обмануто.

Так и в романе «Vita nostra». Роман, несомненно, хорош и заслуживает прочтения. Первоначально, я даже поставил ему крепкие 9 баллов, но спустя время, еще раз все обдумав, не удержался и сменил оценку.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Сергей Трофимович Алексеев «Сокровища Валькирии: Стоящий у Солнца»

sergeigk, 12 августа 2009 г. 07:55

Много слышал об этой книге, наконец, случайно подвернувшись в книжном магазине, она была приобретена. Что можно сказать? Книга неплоха. Она захватывает изложением приключений главного героя и некоторыми отсылками к древней истории. Мне она больше всего напомнила похождения Индианы Джонса: тайны древних народов, необычный взгляд на русский язык, корнями уходящий в язык Ариев (почти криптоистория) и бравый главный герой.

Все это, конечно здорово и, в ряде случае, необычно. Автор, несомненно, умеет увлечь читателя. Но все же, роман является всего лишь фантастической подгонкой многих исторических фактов и не может претендовать на «научную» ценность. На мой взгляд, в романе несколько злоупотребляется поиском однокоренных слов и заимствований с иностранных языков. Но это дело вкуса. Как известно М. Задорнов очень даже увлекается этой теорией.

Если хотите почитать легкую и увлекательную историю, которая занимает достойное место в современной отечественной развлекательной литературе, то эта книга несомненно для вас.

К сожалению, очень разочаровали последующие романы этой серии, которые превратились в псевдошпионские истории с массой стрельбы и минимумом смысла.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Сергей Лукьяненко «Конкуренты»

sergeigk, 6 августа 2009 г. 11:37

Ах, дорогой Сергей Васильевич, ну что же вы так вдруг обеднели...

Иными словами сказать ничего не могу. Только бедность и нищенское положение семьи Сергея Васильевича может оправдать создание подобного «шедевра». По всей видимости, срочно нужны были деньги, а тут подвернулись правообладатели некой браузерной онлайн игрушки. То, что я прочитал в романе, вполне достойно выглядит для писателя... впервые дрожащими руками отправившего свое произведение на творческий конкурс самиздатовской веб-странички.

Господин Лукьяненко, видимо, настолько уверен в своей непогрешимости, что готов выпекать такие примитивные книжные сюжеты.

Тут даже есть «секас», которого нам так не хватало в других произведениях мастера. Конечно, какой же офисный работник, втихушку от начальника запустивший игру на рабочем компьютере, не мечтает встретить обворожительно-очаровательную-сексуальную таксистку и вступить с ней в необременительную интимную связь. Что уж поделать, если целевая аудитория книги именно такова и это, неизменный реверанс в сторону потенциальных потребителей. Стимулирует мечты и фантазии.

Короче, глупости все это.

А это точно Лукьяненко написал?

Боже! Это произведение заняло 3-е место на Росконе-2009 и признано лучшей игровой новеллизацией! Ну-ну!

Оценка: 4
– [  5  ] +

Сергей Лукьяненко «Недотёпа»

sergeigk, 6 августа 2009 г. 10:13

Прочитал пару дней назад. Что приятно: роман в стиле Лукьяненко. Читается легко и просто, а что особенно приятно произведение рассчитано на широкий круг. Молодые люди соответствующего возраста с удовольствием прочтут о приключениях главного героя, взрослая аудитория посмеется над высмеиванием штампов и отсылок к другим литературным нетленкам

Но мое мнение всего лишь... «Неплохо».

К сожалению, в последних книгах Сергея Васильевича прослеживается некая сюжетная деградация. Сюжет упрощается, герои шаблонны (противненькое и затасканное слово, но иного подобрать не могу), а в «Недотепе» развитие событий все более напоминает затасканный фэнтезийный квест.

Хорошо, пусть изначально книга относиться к стебу. Но, в таком случае, она достаточно скучна. Повествование периодически провисает, а единственными радостными моментами служат немногочисленные аллюзии. «В черной мантии с изумрудным подбоем, бодрой расхлябанной походкой, ранним теплым утром середины лета» — вот это меня, как поклонника Булгакова, повеселило и заставило с удвоенной силой продолжить чтение.

Кому-то понравилась забавная магическая система, кому-то переделка колыбельной, кому-то замена некромантов на витаманов или даже фея-наркоманка, но сам роман не производит надлежащего целостного впечатления. Действительно яркие осколки отдельных эпизодов не смогли сложиться в красочную мозаику.

Мы привыкли ждать от Лукьяненко чего-то необычного, но явно не в этот раз. Может быть на книжном рынке, в массе низкопробной литературы, это произведение и является чем-то значимым, но если бы с подобного Сергей Васильевич начинал бы свою карьеру писателя, то так бы и остался посредственным середнячком.

В данном случае, имя автора работает на него. Помните, как в студенчестве: сначала ты работаешь на зачетку, потом она на тебя.

Моя оценка колеблется в пределах 6 – 7 баллов. Так и быть, поставлю семерку, так сказать — авансом. Надеюсь в следующем романе, мэтр отечественной фантастики отработает накинутый балл.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Вадим Панов «Анклавы»

sergeigk, 20 апреля 2009 г. 21:12

Киберпанк, то слово, которым чаще всего описывают жанр цикла. Не уверен, что это правильно.

Панов великолепно показал нам мир сравнительно недалекого будущего: пофантазировал о геополитике и религиях, рассказал о транснациональных корпорациях, придумал несколько технических штучек. И все это сдобрено изрядной долей интриг (не хуже, чем при мадридском дворе) и приключений с яркими мазками мистики (а может фантастического сюрреализма?). Читается очень быстро и не занудно, несмотря на множество параллельных сюжетных линий. Необычной задумкой выглядит практически полное отсутствие по-настоящему положительных персонажей. От этого, герои произведения не кажутся картонными куклами с гипертрофированным чувством справедливости. Каждый преследует свои цели и идет к ним, пользуясь своими методами. Но от этого, каждый из них становиться только живее и фактурнее. К сожалению (а может и не к сожалению), но чем дальше читаешь, тем больше возникает вопросов, на которые автор не сильно уж и торопится дать ответы, открывая завесу тайны крупицами полунамеков.

Необычно? Да.

Захватывающе? Конечно.

Язык? А вы фанатеете от Льва Николаевича и Федора Михайловича и скучаете по предложениям, длинной на всю страницу?

Стоит читать? Не сомневайтесь. Успевайте читать, а то скоро станет классикой и вам будет стыдно.

P.S. Мертвый и Всадник, кто же они такие? Прав ли Чайка в своем выборе? Что есть Чудовище?

Ответы на эти и многие другие вопросы вы получите, а может и нет, прочитав цикл «Анклавы» Вадима Панова.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Дмитрий Глуховский «Метро 2033»

sergeigk, 3 апреля 2009 г. 07:01

Есть свободное время? Частые поездки в, хм.. метро и на другом общественном транспорте? Поклонник серии Fallout 1-3, Сталкер? Тогда чего тут думать? Книга для вас. Быть ханжой или спорить о художественных достяниях «Метро» не нужно. Авторский стиль не заставляет брезгливо морщиться, Глуховский или его редактор знакомы с правилами орфографии и пунктуации. Просто почитайте.

Если вы поклонник более серьезной фантастики и вам нечего читать — перечитайте что-нибудь старое.

Вам не понравится.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Дмитрий Глуховский «Сумерки»

sergeigk, 3 апреля 2009 г. 06:34

Читать было очень интересно. Вся прелесть заключалась в том, что в «Сумерках«очень сложно предугадать дальнейшие события даже искушенному читателю и любителю фантастики. Но смазанный, псевдофилософский конец почти испортил впечатление от книги.

Если быть кратким, то пока сохраняется интрига повествования (конец света, таинственный дневник, странные происшествия в жизни главного героя) — читаешь запоем, но на последних главах впадаешь в ступор и заставляешь себя дочитать до последней строчки из принципа.

Есть некое ощущение того, что вынашивая свою задумку,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Смерть человека — смерть вселенной.
автор не смог её грамотно реализовать.

Для любителей пофилософствовать на досуге — самое то! Для простых смертных — читать при полном отсутствии других альтернатив.

Оценка: 6
⇑ Наверх